вторник, 13 ноября 2007 г.

Как успешно сдавать экзамены: просто соблюдай правила

Описание:
ПОДГОТОВКА К ОТВЕТУ
1.1. Когда идти отвечать?

4-м, может быть пятым... независимо от знаний.. но если сосвсем ничего не знайте, то последним..
Подготовка к ответу.
Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа
Никогда не ходите отвечать с чистым листком
Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа
Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот – раздражен, что он вообще за человек.
после того, как вы «одним глазком» заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по-крайней мере минут десять
что списывание со шпаргалки – чрезмерно стрессовая ситуация

Общие закономерности ответа на экзамене
2.1. Сколько и как говорить?

2.1.1. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80 % на 25-20 %.
Если экзаменатор почувствует, что вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже ваших фактических знаний.
Ясность ответа во многом определяется понятностью того, что вы говорите. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция сведут на нет все ваши знания, так как экзаменатор просто не поймет, что вы говорите.
2.1.3. Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему - рисуйте, не задумываясь. Ничто так не "поднимает" абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график
2.1.4. Нужно постоянно держать в голове нить ответа
2.1.5. Говорите красиво, то есть поддерживайте ритм ответа, постарайтесь повысить его "плотность" по мере приближения к финишу
2.2. Закон контраста
Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, немалое место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше, и наоборот.
2.3. Закон общего количества оценок
2.3.1. Соотношение плохих и хороших оценок обычно тяготеет к некоему постоянному показателю.
2.3.2. С указанным законом связан весьма знаменитый парадокс, который в студенческой среде называется "пятерки кончились".
2.3.3. Следует подчеркнуть, что рассмотренный парадокс имеет место только при достаточно высоком (как положительном, так и отрицательном) эмоциональном отношении экзаменатора к абитуриентам. Если же экзаменатор испытывает равнодушие, то распределение оценок носит неравномерный, хаотический характер.
2.4. Закон предыдущей оценки
2.4.1. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная вами на предыдущем экзамене.
а) следствие позиции. Если преподаватель настроен доброжелательно и если вам необходима четверка, а вы отвечаете где-то между 3 и 4 - вас будут "тянуть" на 4 дополнительными вопросами;
б) следствие гарантии. Вам следует проявить действительно выдающееся незнание предмета, чтобы после пятерок получить на последнем экзамене двойку;
в) следствие случайности. Если у вас большой разрыв между первой и второй оценкой (3 и 5, т.е. более двух баллов), то одну из них экзаменатор склонен рассматривать как случайную. Какую именно оценку он сочтет случайной, зависит от двух факторов. Во-первых, это зависит от вашего ответа
г) следствие градиента. Это следствие похоже на следствие случайности, с той лишь разницей, что разброс в оценках составляет один балл
2.4.2. С этим законом связана еще одна, очень неприятная ситуация. Она условно называется "надо получать пятерку" и имеет место в том случае, когда для достижения проходного балла вам нужно получить на последнем экзамене максимальную оценку.

Начало ответа
3.1. Как начинать свой ответ?

а) установление контакта с экзаменатором;
б) привлечение его внимания;
в) создание соответствующей атмосферы для ответа.
Последнее тем более важно, что экзаменатор, как и всякий человек, подвержен стереотипам в восприятии мира - или, в данном случае, нового отвечающего.
Если вы с ходу угодите в "черную" корзину (другая -"белая"), выбраться оттуда, отодрать от себя и своей будущей оценки ярлык "плохости" будет непросто.

Как бы вы ни волновались, постарайтесь скрыть свое волнение, ибо, согласно стереотипу, "тот, кто меньше волнуется, знает больше". Не прячьте взор свой, сколь бы туманным он вам самому ни представлялся, поскольку "тот, кто смотрит в глаза - честен". Не затягивайте подготовку к ответу и вообще - даже если природа при создании вас не очень постаралась - попробуйте хотя бы выглядеть на экзамене серьезным и умным. Можете даже надеть очки без диоптрий, и тому подобное,
3.2. Ошибки в начале ответа
3.2.1. Излишняя самоуверенность.

На экзамене недопустимы проявления неуважения как к экзаменатору, так и к рассматриваемой вами теме. Ни в коем случае не рекомендуется начинать ответ со слов: "Это очень просто..."; "Вообще, физика - скучный предмет..."; "В этом вопросе я не согласен с Вернадским..," - и т. п.
3.2.2. Излишняя неуверенность
Излишняя неуверенность может значительно ухудшить вашу оценку. Поэтому не следует в начале ответа делать заявления типа: "Извините, можно мне начинать?"; "Можно я начну со второго вопроса?"
Так как большинство сдающих экзамены страдают именно от неуверенности в себе, то в дальнейшем мы не раз будем останавливаться на этом вопросе.
3.2.3. Излишнее самомнение.

Безапелляционность - бич многих абитуриентов. Их можно понять - они стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Но уверенность необходимо проявлять в поведении, а не в высказываниях.
3.3. Несколько нестандартных способов начала ответа
3.3.1. Способ первый. "Знай и люби своего экзаменатора".

Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства человека (и объяснять объективными причинами его недостатки). Например, если вы случайно или, тем более, хорошо знаете преподавателя и круг его научных интересов - доведите это до его сведения в форме комплиментов тем работам, о которых вы хотя бы слышали что-то, подчеркните вашу заинтересованность той проблемой, над которой работает экзаменатор. Для этого вам будут необходимы две вещи: иметь как можно больше информации о преподавателе и, собственно, уметь делать комплименты.
3.3.2. "Шутить невредно".
Еще один вариант начала ответа - юмор. Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (а экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться в ответ, но и под- держать его шутку. Помните: ничто так не обижает собеседника, как отсутствие реакции на его юмористическое замечание.
3.3.3. "Сами спрашиваем - сами отвечаем".
Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе (один из переводов термина "риторический вопрос" - утверждение в форме вопроса). Практически это выглядит так: вы говорите номер и название билета и одну-две фразы, подчеркивающие важность, актуальность и особое значение рассматриваемой вами темы. Затем вы задаете несколько риторических вопросов. Например: "Какой ценностью обладает для нас...?"; "Каким образом удалось получить...?"; "Какое влияние оказали проводимые преобразования на...?".
Вопросы можно ставить как в начале ответа, так и к каждому пункту плана вашего ответа. Естественно, вопросы должны быть подобраны таким образом, чтобы они с максимальной полнотой раскрывали объем ваших знаний.
И еще запомните: для того, чтобы в некоторых ситуациях этот метод не отдавал излишней напыщенностью и театральностью, вопросы надо задавать без пафоса, негромко, избегая слишком сильных интонаций.
3.3.4. "Зацепка".
Данный метод позволяет кратко изложить какую-нибудь ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием ответа. В этих целях можно с успехом использовать небольшое сравнение, событие, личное впечатление или необычный вопрос, даже анекдотичный случай. Последнее, правда, требует осторожности и такта.
3.3.5. "Прямой подход".
Все перечисленные варианты вступления, однако, вам могут просто не пригодиться, если вы будете сильно волноваться. Для того, чтобы вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:
а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;
б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;
в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;
г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором. Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займете по отношению к нему.

3.3.6. Не лишним будет запомнить также следующее:
а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение "я", по возможности замените его на "Вы", "Ваше", "Вам";
б) если вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, ни в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: "Вы, наверное, об этом еще не слышали..."; "Вероятно, Вы это еще не читали..." употребляйте формулировки: "Конечно, Вам уже известно..."; "Вы, наверное, уже об этом слышали...".
Ответ на экзамене
4.1. Сколько и как говорить?

4.1.1. Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером. При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству
4.1.2. Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение ("Никто, абсолютно никто не мог в данном случае..."); объяснение ("Как показал эксперимент...*); цитаты ("Как говорил..."; "Говоря словами..."; "Если вспомнить высказывание..."); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: "Трудным и долгим был путь нашей страны к...".
4.1.3. Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли).
4.1.4. Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс ("Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что...").
4.1.5. Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов "и", "а", "но", "однако"; союзных слов "причем", "а потому", частиц "разве", "даже", "хотя" и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции ("что касается", "относительно", "насчет", "возьмем", "рассмотрим", "остановимся", "перейдем"; например: "Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно..."); итоговые слова и выражения ("итак", "таким образом", "словом", "вот как надо понимать", "теперь мы знаем", "в итоге" и т.п.); предупреждение возражений ("В некоторых публикациях утверждается, что..., но..."); риторические вопросы ("Что здесь имеется в виду?" и т.п.).
4.1.6. Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру
4.1.7. Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению
4.1.8. Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью.
4.1.9. Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: "Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной".
Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний.
4.2. Как лучше говорить? Типы ответов
Первый тип - "Кавалерийская атака"
Он предполагает быстрый поток информации, который, нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами абитуриент демонстрирует не только безграничность своих познаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора.
Второй тип - "Свободный полет"
Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя подальше и, демонстративно не заглядывая в него, начинаете свой ответ. Как правило, это производит очень хорошее впечатление.
Третий тип - "Доклад"
Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже если этот ответ будет правильным и полным, он все равно произведет невыгодное впечатление. Согласно опросам преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что абитуриент, хотя и знает материал, но свободно им не владеет.
Четвертый тип - "Эффектная концовка"
Эффектная концовка должна быть необходима при любом ответе, но в этом случае мы имеем в виду тот вариант, когда вам не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы вас остановили. Следовательно, заканчивать ответ придется вам самим - и нужно делать это как можно эффектней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.
Следует учитывать, что внимание экзаменатора к вам во время ответа носит V-образный характер, то есть максимально в начале и в конце ответа. Поэтому удачное вступление и яркая концовка - залог высокой оценки.
Пятый тип - "Квантовый выброс"
Человек не может в течение длительного времени воспринимать информацию на одном и том же уровне. Подъемы и спады внимания со стороны экзаменатора неизбежны. Поэтому полезно "разбить" свой ответ на несколько частей. Содержание каждой части должно носить примерно следующий характер: определение, утверждение, затем аргументация, доказательства, далее примеры, факты и в конце фрагмента - выводы, повторение основных положений. Между этими частями ответа необходимо выдерживать небольшие паузы.
Этот тип ответа мы рекомендуем применять при следующих условиях: структура вопроса предполагает деление его на несколько частей; вопрос относительно сложный, и его необходимо рассматривать постепенно; экзаменатор - человек флегматичный, педантичный и уравновешенный, не любит спешки и уважает рассудительность и последовательность; экзаменатор - человек преклонного возраста.
Шестой тип - "Тет-а-тет"
Этот прием "работает" в основном при сдаче экзамена молодым преподавателям.
Для Начала уточним понятие "молодой преподаватель". Здесь мы имеем в виду не столько возраст экзаменатора, сколько его самооценку как преподавателя.
Молодых преподавателей условно можно разделить на две группы.
Первая группа - неагрессивные (преимущественно женщины). Они, как правило, отличаются неуверенностью, которую легко различить в поведении. Взгляд их обычно направлен вниз, мимика бедная и скованная. На абитуриента они предпочитают не смотреть, замечаний почти не делают, дополнительные вопросы задают редко, так как избегают прямого контакта с абитуриентом. Они плохо переносят паузы в ответе, потому что в этом случае от них требуется проявление инициативы.
Рекомендации. При ответе следует быть чрезвычайно осторожным, так как самолюбие такого экзаменатора очень легко задеть. Вообще говоря, все лица с пониженной самооценкой склонны трактовать нейтральные реакции собеседника как отрицательные. Если вместо "да" вы скажете "угу", то вас могут заподозрить в иронии, язвительности, насмешке и т.д., так что следите за тем, чтобы ваши реакции были простыми, понятными и однозначными. Никакого намека на подтекст, никаких двусмысленных интонаций и жестов! Слишком велика вероятность того, что все это будет воспринято как неуважение к экзаменатору. Отвечайте негромко и размеренно, не делайте продолжительных пауз, старайтесь не смотреть долго на экзаменатора, иначе у него возникает ощущение, что его "разглядывают" и "оценивают". При малейшей попытке с его стороны сказать хоть что-либо - прекратите ответ и проявите максимальное внимание.
Вторая группа - агрессивные (преимущественно мужчины). Внешне такие экзаменаторы совсем не похожи на первых. Они в упор рассматривают отвечающего, как бы принимая воображаемый вызов, постоянно вмешиваются в ответ, сопровождая его массой замечаний. Они любят задавать неожиданные вопросы, иногда совершенно искусственные. Отличаются повышенной активностью, неестественными позами, большим количеством манипулятивных действий (стучат по столу ручкой, поправляют волосы или очки, притоптывают ногой, покусывают ручку, прикасаются пальцами к лицу и т.д.).
Рекомендации. Поскольку такие экзаменаторы любят спорить и задавать дополнительные вопросы, в спор абитуриента они втягивают, конечно же, не для того, чтобы выяснить его точку зрения, а для того, чтобы доказать ему, какой он тупица. Самое главное - не ввязываться в спор, все равно вы в нем проиграете.
4.3. Тактические "мелочи"
Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и "мелочи", которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право "взять их на вооружение".
4.3.1. Отвечайте последовательно
4.3.2. Акцентируйте важные слова
4.3.3. Меняйте темп речи
4.3.4. Меняйте тон голоса.
4.3.5. Не забывайте о своем внешнем виде.
4.3.6. Следите за мимикой
4.3.7. Контролируйте свои жесты

Спорить или не спорить?
5.1. Дополнительные вопросы - это ваш шанс!

Практически никогда экзамен не обходится без дополнительных вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора. Для многих сдающих они представляют серьезную опасность. Если в ходе ответа они более или менее успокоились, с помощью своих записей успешно раскрыли тему, то, как только начинаются дополнительные вопросы, они порой не могут сказать и слова. А ведь цель этой фазы экзамена, как правило, - не только не разрушить, а наоборот, еще больше укрепить то положительное впечатление, которое экзаменуемый произвел на экзаменатора.
Таким образом, замечания и вопросы преподавателя не следует рассматривать как препятствие. Это может быть и рука помощи, протянутая вам. Дополнительные вопросы - это еще один ваш шанс. Будет гораздо хуже, если после ответа, не задав ни одного вопроса, он вам поставит тройку.
5.2. Причины замечаний и дополнительных вопросов
5.2.1. Объективная проверка знаний.
4или 5 ?
5.2.2. Разыгрывание роли.
. Если вы прекрасно ответили, а вам задают дополнительный вопрос - не пугайтесь, речь не идет о том, чтобы поставить четверку. Может быть, спрашивающий просто надел маску "опытного экзаменатора", а в его представлении такой экзаменатор всегда должен что-то спросить дополнительно.
5.2.3. "Спортивная" позиция.
Ваш экзаменатор - человек "по-спортивному" настроенный, поэтому он склонен к соперничеству на экзамене, любит превращать его в поединок
5.2.4. Тактическое обдумывание.
Экзаменатор просто не решил еще, что вам ставить, и с помощью дополнительных вопросов берет себе тайм-аут на обдумывание.
5.2.5. Желание проявить себя.
Многие замечания экзаменаторов можно объяснить лишь их стремлением высказать собственное мнение по спорному вопросу. Как ни странно, частота этих замечаний прямо пропорциональна силе и убедительности вашей аргументации
5.2.6. Другой подход к излагаемому вопросу.
У экзаменатора просто другое мнение по этому вопросу
5.2.7. Последний вопрос.
Последние замечания экзаменатор редко делает всерьез. Часто, задав последний вопрос, он уже берет ваш экзаменационный лист
5.3. Виды замечаний
5.3.1. Невысказанные замечания.
Тактика. Необходимо снизить темп ответа, с помощью риторических вопросов нащупать узел противоречий и попытаться перейти к диалогу
5.3.2. Отговорки.
Анализ. По своему смыслу эти замечания не носят объективного характера, они несущественны, иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то "наступили экзаменатору на мозоль" или у него сработал отрицательный стереотип.
Тактика. Не надо спорить, доказывая необъективность замечания. Согласитесь с экзаменатором и приведите свои дополнительные доводы в защиту его точки зрения. Подчеркните, что имело место не незнание, а недостаток времени для ответа. Например: "Да, да вы правы, больше того, в этой части ответа из-за недостатка времени я упустил еще и то, что ..."
5.3.3. Провокация.
Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: "Не напутал ли я чего-то?"
Тактика. Если вы твердо знаете, что информация ложная, - опровергайте ее. Но так бывает очень редко, потому что преподаватели обычно используют этот прием тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности своего высказывания. Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим, что экзаменуемый, отвечая на вопрос по географии, твердо не знает, какую форму имеет Земля.
5.3.4. Ироничные замечания.
Анализ. Причина этих замечаний - недовольство вашим поведением, личные или деловые неудачи экзаменатора, плохое настроение или же просто изучение ваших возможностей.
Тактика. Вам нужно проверить, сделано ли замечание всерьез или носит "спортивный" характер. В соответствии с этим, ваша реакция может быть остроумной или вообще никак не проявиться - замечание можно пропустить мимо ушей.
5.3.5. Выявление противоречий.
Анализ. По своей сути это - объективное замечание. Заметив противоречие в вашем ответе, экзаменатор не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести вас к самостоятельному осознанию этого противоречия.
Тактика. Об уровне ваших знаний будут судить и по тому, насколько быстро вы обнаружите противоречие в ваших предыдущих высказываниях. Помните: экзаменатор уже понял, что вы что-то не знаете, но что именно - ему пока неизвестно. Если вы будете неуклюже маскировать объем своего незнания, стараясь запутать преподавателя, то он решит, что вы вообще ничего не знаете по данному вопросу. Поэтому в ответ на его фразу: "Ну, а если..., то почему...?" - вы должны сказать: "Да, действительно, что-то не согласуется. Наверное, здесь я перепутал...",-открывая незнание в той части вопроса, в которой вы сомневаетесь больше всего.
5.4.Как отвечать на замечания? Техника их нейтрализации
Первый вариант - согласиться с экзаменатором.
Безусловно, в случае, когда он указал вам на вашу явную ошибку, это единственно разумный выход. Но в других случаях ваше поспешное и неоднократное покаяние будет выглядеть просто как отсутствие четких знаний.

Второй вариант - не согласиться, спорить.
Если вы явно ошиблись - ваш протест будет выглядеть глупо. Экзаменатор окончательно убедится, что вы в этом вопросе не разбираетесь. Если же ошибка неявная, то ваш протест все равно ни к чему хорошему не приведет - и не потому, что преподаватель такой плохой и злопамятный (этот случай мы вообще не рассматриваем - тут все понятно). Даже если экзаменатор очень благосклонен к вам - все равно ваш отказ признать его правоту подсознательно повлияет на его к вам отношение. Конечно, он будет по-прежнему предельно объективен и бесстрастен, но почему-то вдруг вспомнит, как вы замялись в начале ответа, как потом перепутали знак в формуле...

Третий вариант - "согласившись, не согласиться".
Выход из этого положения - в нейтрализации замечаний экзаменатора. Суть его состоит в том, что вы формально соглашаетесь со справедливостью замечания, одновременно значительно смягчая или вовсе опровергая его. Для этого используются следующие приемы

5.4.1. Сжатие нескольких замечаний.

Все искусство данного способа заключается в том, чтобы на несколько увесистых замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь частично содержит смысл сделанных замечаний и выглядит не так удручающе. Для этого количество замечаний необходимо сократить, "забыв" повторить наиболее существенные из них, а остальные перефразировать в более выгодном для вас свете.

5.4.2. Перефразирование.
Если замечание одно-единственное, вы должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора. Положим, в своем замечании он будет делать упор на то, что в ваших ошибках виноваты только вы сами. Вы же должны, не отрицая этого напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация.
5.4.3."Оговорка".
Прием "оговорка" используется в том случае, если вы твердо знаете, что из двух возможных ответов верный - лишь один. Какой именно - вы не имеете понятия.
Тогда вы говорите либо наиболее вероятный, с вашей точки зрения, вариант, либо, если вероятности для вас равны, - первый попавшийся. Экзаменатор с явным удивлением переспрашивает вас — и вам становится ясно, что вы не угадали правильный ответ. Далее у вас есть две возможности: а) убедить его, что он ослышался; б) сказать, что вы оговорились.

5.4.4. Согласие.
Показать, что вы правильно оценили замечание, можно различными способами: кивнуть головой, сказать "да" и т.д. Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:
а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета. Например: "Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как ... в ...";
б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: "Да, верно. Иначе... А тогда...";
в) ссылку на авторитет. Например: "Да, да, ведь ... еще в XIX веке говорил ..."; "Да, конечно, это так, ведь высказывание ... об ... говорит о том ...".

5.4.5. "Дымовая завеса".
Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки "дымовой завесы" вокруг ошибки. Если слова, даже правильные, вы будете говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот прием.
Еще раз напомним вам: никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором по поводу его замечаний, нейтрализуйте их . косвенно.

5.5. Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?

Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные.
5.5.1. Уточняющие вопросы.
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: "Так когда же была основана Москва?" Тут очень сложно что-либо посоветовать, если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо "не знаю" лучше сказать "не помню".
5.5.2. Наводящие вопросы.
Эти вопросы - почти подсказка, или, если хотите, ваше спасение. Хватайтесь за них, как утопающий за соломинку. Помните: об уровне ваших знаний экзаменатор будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас хотят услышать.
5.5.3. Альтернативные вопросы.
Их экзаменаторы обычно задают в той же ситуации, что и уточняющие вопросы. Но положение здесь не столь критичное. Во-первых, часто один из ответов явно более предпочтителен, и есть вероятность того, что именно он является правильным. Во- вторых, даже при полном отсутствии знаний ваши шансы будут составлять не менее 50%.
Следует, однако, помнить, что и альтернативные, и уточняющие вопросы экзаменатора свидетельствуют о том, что его начинает раздражать отсутствие четкости в вашем ответе.
5.5.4. Собственно дополнительные вопросы.
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы. Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но все- таки желательно избегать ситуации "не помню, что именно надо вспомнить". Для этого необходимо твердо усвоить все пункты плана, опираясь на которые можно рассказать о любом явлении, законе или теории.
Что нужно знать о том или ином явлении?
Внешние признаки явления; условия его протекания; механизм, сущность явления, его определение; связь с другими явлениями; когда и кем было впервые описано данное явление; количественные характеристики явления и то, как оно используется в практической деятельности; условия управления явлением.
Что нужно знать о законе?
Какую связь между явлениями отражает этот закон; формулировка закона; его математическое выражение (если имеется); какими опытами можно подтвердить закон; когда, кем и при каких обстоятельствах данный закон был открыт; как учитывается закон на практике; границы применения закона.
Что нужно знать о теории?
Опыты, факты, явления, послужившие основой теории; основные понятия и положения теории; используемый для ее описания математический аппарат; круг явлений, которые объясняются или предсказываются данной теорией.

5.5.5. Неожиданные вопросы.
5.5.6. Теперь рассмотрим, когда отвечать на вопросы и замечания.
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно. С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты: до того, как замечание высказано; сразу после того, как оно сделано; во время замечания, перебив экзаменатора; несколько позднее; никогда.
Отвечать до того, как замечание высказано, следует в случаях, когда вы чувствуете, что экзаменатор рано или поздно сделает определенное замечание. Тем самым у вас появится возможность самим выбрать наиболее подходящий момент для ответа.
Отвечать сразу после высказанного замечания - наиболее принятый метод для ответа, и его нужно использовать во всех нормальных ситуациях.
Отвечать несколько позднее после высказывания замечания необходимо в случае, если вам трудно сразу найти подходящий ответ и вам лучше отложить его на более поздний момент.
Отвечать во время высказывания замечания - вариант, как и предыдущий, не самый удачный.
Не отвечать вообще можно лишь на отдельные виды замечаний (особенно враждебные). Это же относится и к случаям, когда можно без ущерба признать правоту экзаменатора.


Последний штрих
6.1. Обобщение ответа

Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений ответа - важно лишь то, что произведет на экзаменатора наибольшее впечатление. Здесь недопустимы расплывчатые формулировки, лишние слова - преподавателю должна быть ясна и понятна каждая деталь вашего вывода. Должна преобладать одна- единственная мысль - четко выделенная, изложенная ярко и убедительно. Все, что было сказано вами ранее, должно подчиняться этой основной мысли, ведь бледный и нечеткий финал ответа может с легкостью развеять еще недавно хорошее от него впечатление.

6.2. Техника завершения ответа - тактические тонкости
Существует ряд необходимых и достаточных условий "выхода" в решающую фазу завершения ответа и принятия экзаменатором решения о том, "сколько стоят" ваши знания.
Они просты, эти условия:
а) вы успешно справились с замечаниями и возражениями экзаменатора;
б) вы совсем-совсем ничего не можете более сказать по данному вопросу;
в) вы сумели установить контакт с экзаменатором и создать благоприятную
Среди признаков, свидетельствующих о том, что ваш экзамен близится к концу, можно выделить следующие. Ваш преподаватель:
а) пребывает в расслабленном состоянии, наклоняется вперед с выражением заинтересованности или, наоборот, слегка отклоняется назад;
б) проявляет знаки общей дружеской реакции;
в) слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда кивает головой;
г) снова просматривает ваш листок, ваши записи и графики;
д) изменяет степень своей вовлеченности в дискуссию, темп своих высказываний.
Все эти признаки показывают, что экзаменатор уже принял решение. Какое - он вам скоро скажет сам.
Иногда, даже если вы довольно долго высказывались по данному вопросу и неплохо его осветили, экзаменатор с незавиимо-бесстрастным лицом может холодно спросить: "Это все?"
Что в таких случаях делать?
Во-первых, не теряйтесь и не впадайте в панику.
Во-вторых, ни в коем случае не отвечайте: "Да, это все".
В-третьих, не молчите виновато.

6.3. Оценка
Поэтому, если у вас спрашивают, что вам поставить, вы должны:
а) активно довести до сведения преподавателя, что вам нужна более высокая оценка;
б) ни в коем случае не оценивать свой ответ выше, чем оценивает его (пока!) преподаватель;
в) не рекомендуется также отвечать: "Не знаю",-пожимать плечами, спрашивать: "А вы как думаете?" - или притворяться глухим.

Как лучше всего запоминать материал
Все предыдущие рекомендации в основном посвящены вашему поведению на экзамене, но каким бы психологически верным не было поведение экзаменуемого, без твердых знаний все же не обойтись. Поэтому мы рекомендуем вам изучить эффективные приёмы, методы и техники с помощью которых можно на 100% запомнить любой учебный материал.




всесь материал был взять исокроен изодног опособия.. спс автору, а еще больше сократил.. удачи на сессии



вывод:

Комментариев нет: