понедельник, 18 февраля 2008 г.

кратко: методы ускоренного конмпектирования и чтений и учебник быстрого чтения

source
Описание:
Методы ускоренного конспектирования и чтения
1) организация конспекта; 2) скорос- тное конспектирование; 3) обработка конспекта и его подготовка к чте- нию.

2.2. Организация конспекта
Размещение записи
1. Всю ширину страницы для записи текста целесообразно разде-
лить на 3 поля, соотношение между которыми и назначение каждого из них определено далее.

Первое поле предназначено для знаков акцентирования, второе – для
основного текста, третье – для пояснений, дополнений и примечаний.
2. Если конспект ведется в обычной общей тетради (что чаще всего
и бывает), а не на отдельных листах формата А4, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а попе- рек, что позволяет: более рационально использовать поле страницы, особенно с учетом п.1, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста становится слишком узким; не отвлекать внимание на соседнюю страницу, особенно если

Эта рекомендация вначале воспринимается как необычная, но слушате-
ли быстро к этому привыкают и, как показывает опыт, активно ею пользу- ются и часто удивляются, “как они сами не догадались”.

3. Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения
особого внимания к отдельным частям текста конспекта (можно исполь-
зовать и при работе с книгой), а также для пояснения роли этого места в тексте. Примерами знаков акцентирования являются:
! – особое внимание; !! – повышенно
нимание; !!! – особенно важно; ? – неясно, следует обратиться за консультацией; к учебной литературе; NB – (от лат. nota bene – заметь хорошо), взять на заметку для даль-
нейшей проработки;
N – противоречие; ^ – см. выше, повтор;
или – итог, заключительная мысль; Д. С. – материал для справки (а не для запоминания); >, v – сделать вставку в текст, дополнить его; Р. S.– напис ание после, дополнение ставит ся часто, если лектор,
возвращаясь к ранее изложенному, рекомендует дополнить текст с ука- занием соответствующего ме ста в конспекте.

4. Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как пра-
вило, носят характер рекомендуемо
тературе или ссылки на соответствующий источник; при этом такая запись делается либо словами, что более наглядно, либо номером источника по рекомендованному лектором перечню литературы и дру- гих опубликованных источников, который берется при этом в квадрат- ную скобку, например [3]. Наиболее часто это встречается, если лектор говорит, что идея или формулировка такая-то, приведенная формула или рисунок, таблица находятся в определенном источнике или при- надлежат автору, на что и делается соответствующая ссылка.

5. Рекомендуется оставлять свободные места в тексте конспекта для
дополнительных записей, особенно если это рекомендует сделать лек- тор со ссылкой на соответствующие источники,
а также для последую- щего заполнения этих мест материалом, который слушатель не успел записать (при этом не следует пытаться восполнить пропущенный текст, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

6. Интервалы между строками в тексте конспекта должны быть в
1,5–2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

7. Рубрикацию (от лат. rubrica – заглавие; написанное красной крас-
кой, от ruber – красный), т. е. заголовки разделов, подразделов необхо
димо четко выделять (желательно с помощью цвета) или более крупны- ми буквами с отступами от предыдущего и последующего текстов [17].

8. Перечисления в тексте можно делать с нумерацией, как правило,
цифровой, или, что удобнее, без нумерации, а с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

9. Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекоменду-
ется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основ- ной текст лекции в конспекте.
Использование цвета


1. Красная строка. Начинать новую тему, параграф с красной строки
в буквальном смысле этих слов. В конспекте следует выделять начало разделов, тем, пунктов красной ст рокой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов (в книгах для подобных целей пользуются разными шрифтами). Этот прием особенно эффекти- вен, если конспект используется в справочных целях.
2. Правило “светофора”. В ряде случаев можно воспользоваться пра-
вилом “светофора”, т. е. подчеркивать или зачеркивать соответствую- щим запрещающим цветом (красным) то, что не надо делать, и разре- шающим (зеле

3. Работа цветом по важности. Словосочетание “красной нитью”
Поэтому красным цветом в конспекте следует выделять те места текста, на которые обращает внимание лектор: опре- деление ключевых понятий
ьма удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конс-
пектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения – зеленым, а прочий текст – си- ним или черным

4. Работа цветом по соответствию. Идея этого приема такова –
одинаковым цветом записываются свя
нные между собой части мате- риала (текстового или иллюстративного). Чаще всего этот прием при- меняется в следующих случаях:
– описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей,
при этом разными изображаются составные части схемы или конструк- ции и тем же цветом дается их описание;
– запись динамики определенных процессов или положений состав

5. Изображение разными цветами и при необходимости описание
семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер (на практике для этих целей обычно используют пунктирные, штрихпунк- тирные и другие штриховые линии, но их применение более трудоемко и менее информативно).


2.3. Методы и приемы скоростного конспектирования


1. Уменьшение размеров рукописных букв в разумных пределах,
2. Писать следует “вязью”, т. е. не отрывая ручки от бумаги, что
существенно (не менее, чем в 2 раза повышает скорость записи).
3. Использование в определенных пределах приемов стенографии.


Методы и приемы скоростного конспектирования
слов и словосочетаний


1. Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочета-
ний начальными или начальными и конечными буквами. Например:
– м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то е сть; т. к. – так как; и т. д.
– и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – суще ствует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как мало инфор-
мативных знаков (обеспечивающих, главным образом, вокализацию
истом виде теряется инфор-
мация о падежах и других грамматических особенностях записи, можно использовать смешанный прием: сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.).

4. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве
(например, отмена частной собственности – отм ча сбствти; несвоевре- менная выплата заработной платы – нсврмая вы зрбтной плты).
5. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (на-
пример, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; марке- тинг
6. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в
конце не сколькими буквами (например, конференция – кф, комиссия – кия, количество – клво и т. п.).
7. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и
союзов (например, который – крый, чтобы – чбы и т. п.).
~ – “ение” или “ание”, – “иче с- кий”. Применять эти символы можно как в сочетании с обычным тек- стом, так и с сокращениями всех видов, в частности с кванторами: – существует, – существование, соц. – социальный, соц1 – социалис- тический.

Сокращения (аббревиатуры)

– сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. – город,
обл. – область);
– названия месяцев и дат; – телеграфные графические сокращения (тчк, зпт
– условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см); – сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк,
квит. №, расч.счет);
– традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновид-
ностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр., пр., др.);
– официальные наименования организаций, учреждений, предприя-
тий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.);
– названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п.); – названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.); – названия документов (ГОСТ, О СТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.); – наименование должностей
еных званий и степеней (акад., член-
кор., проф., доц., д-р экон. наук,ст. науч. сотр., зав., зам., и.о.);
3. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произноше-
ния.

4. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий,
организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.
5. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять
тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.
6. Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву “г.”, а после
нескольких дат ставят буквы “гг.” (точка между ними не ставится). На- пример: 2001 г., 1996–2000 гг.
7. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая
последний год на две первые цифры и употребляя слово год в един- ственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.
8. Рубли и копейки сокращаются “руб.


Гипераббревиация
Гипераббревиация (от греч. hyper – над, сверх) – это аббревиатура
одной буквой. Существуют два основных приема применения этого спо- соба скоростного конспектирования.
1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. –
рименением букв в обертке.
Например, A – алгоритм, a – анализ, C – система, Э – экономика и т. п..
В группе – общепринятых это, прежде всего: математические и логические символы: +, –, =, х, :, >, <;
– знак принадлежности, составная часть (например, А В);
– знак импликации (от лат.implico – те сно связываю) – одна из
логических операций, ей соответствует связка “если, то”;
&– знак коньюнкции (от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логи-
ческих операций; отражает употребление союза “и” в логических выво- дах;
V – знак дизъюнкции; соответствует союзу “или”;
– знак отрицания – одна из логических операций, отражает упот-
ребление выражения “неверно, что…”.
В каче стве удачных примеров применения придуманных иерогли-
фов, получивших определенное распространение, можно привести: – противоречие; – точка зрения; N – наоборот; – взаимосвязаны; – такой, что и т. п.

В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (напри-
мер, два соединенных сердца – “любовь”, прямоугольник в круге – “нет проезда”.
Примеры пиктограмм при конспектировании: f(x)^ – фун- кция f(x) возрастает, f(x)v – убывает, f(x)^ – возрастает и ограничена сверху; = –самолет с треугольным крылом и двумя реактивными дви- гателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.


Использование сокращенной и
символической записи иноязычных слов


ема являются следующие сокращения заимствованных слов: if – “если”, use – использовать; iff – “тогда и только тогда, когда…”; const – посто- янный; var – переменный; idem – “одно и то же”; inv – инвариантный, не зависящий; lim –“предельное значение”.
2.5. Скоростное конспектирование фраз

Основной идеей при этом является психологическое перекоди- рование и свертывание (свертка) текста
Свертывание фразы с использованием контекста
о из текста при конспекти-
ровании убираются те слова, которые можно без труда восстановить по контексту.
В первую очередь (как ни странно) из фразы может быть удалена
группа подлежащего, поскольку оно, как правило, совпадает с на- званием и содержанием контекст а и поэтому легко по нему восста- навливается.
Например, если темой лекции является рациональное конспектиро-
вание, то из фраз “конспект применяется для …”, “достоинствами кон- спекта являются …” можно оставить “применяется для …”, “достоин- ства …

сть словосочетания, кото-
рая по смыслу дублирует другую его часть,
Следующим кандидатом на удаление из фразы является группа ска-
зуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с пе- речислением (типа “бывают”, “со стоит”, “включают”, “различают” и т. п.), заменяются графическими символами (вилкой или скобкой – см. ниже).
Свертывание текста путем использования
макроконтекста

Или в экономическом тексте вместо фразы “прибыль как разность между доходами и расхода- ми …” пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо извест- но даже начинающему изучать экономику.
Для свертывания записи фразы за счет макроконтекста надо пони-
мать смысл лекции, этот прием неприменим для бездумной записи.

Скоростное конспектирование путем преобразования фразы


найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.
Поиски же такой фразы можно вести в следующих основных направлениях:
– подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов
(например, с использованием известных слов иностранного языка);
– сформулировать то же самое другими словами, устранив, напри-
мер, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции “укра- шения” или “эмоциональности”;
– подобрать более короткий текст, при этом состав оставляемых или
заменяемых слов должен быть ориентирован на используемую систему сокращений слов и словосочетаний.

“запись лесенкой

Использование табличной записи
Этот прием применяется как компактная форма классификаций, пе-
речислений и позволяет избежать повторения многих, как правило, од- нородных слов.

т. е. следует брать книжные и другие печатные тексты и пытаться их преобразовывать по принципу: тот же смысл меньшим числом слов и символов. Вторым направлением тренировки приобретения навыков является конспекти- рование текстов первоисточников, учебной литературы, что полезно и с точки зрения дополнения и обработки конспекта.

После завершения конспектирования лекции конспект должен быть
подвергнут обработке, которая необходима для повышения его инфор- мативности и полноценности.
Обработка конспекта проводится в два этапа: – на первом этапе в процессе изучения дисциплины в течение семе-
стра в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются опре- деления, вносится дополнительная информаци

из рекомендованных источников, на что в ходе лекции обычно указывает преподаватель (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставляются дополнительные знаки акцентирования;
– перед сессией и в ее процессе проверяется комплектность конс-
пекта, вносится пропущенная информация, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.

Принято выделять пять основных недостатков традиционного мето-
да чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения [4,6].
1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фик-
сации глазами одного и того же участка текста
Повторное чтение це- лесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при
чтении
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко
воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда
5. Отсутствие внимания являет ся одновременно и причиной, и
следствием замедленного чтения снижения понимания и запомина- ния текста.


Основные способы чтения и нормативы их скорости


Углубленное – при котором обращается внимание на детали, произ-
водится их анализ и оценка.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного мето-
да чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения [4,6].
1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фик-
сации глазами одного и того же участка текста
Повторное чтение це- лесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при
чтении
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко
воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда
5. Отсутствие внимания являет ся одновременно и причиной, и
следствием замедленного чтения снижения понимания и запомина- ния текста.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
Углубленное – при котором обращается внимание на детали, произ-
водится их анализ и оценка.

3.2. Методы и техника быстрого чтени

1) использующие различные приборы (фразоскопы, пейсеры и т. п.); 2) без применения приборов; 3) комплексные с использо- ванием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.
Чтение без регрессий
Чтение без артикуляции
При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответ- ствующих пунктов мозгового возбуждения
равильно разучить и выстуки-
вать ритм, для чего необходимо соблюдать правила выполнения этого упражнения и многократно повторять его. Эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно, работая с текстом, непрерывно выстукивает ритм ( а не заменяет его, например, записью и воспроизведением с помощью магнитофона и т. п. ) и контролирует правильность звучания на слух.

Основные правила выстукивания ритма при чтении
для преодоления артикуляции
1. Ритм выстукивается собранными вместе пальцами правой руки
по твердой поверхности стола ударами в одну точку твердо, уверенно, четко. При этом левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находит ся в обоих полу- шариях коры мозга.
2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только
кисти.
3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное –
обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Основные правила выстукивания ритма при чтении
для преодоления артикуляции
1. Ритм выстукивается собранными вместе пальцами правой руки
по твердой поверхности стола ударами в одну точку твердо, уверенно, четко. При этом левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находит ся в обоих полу- шариях коры мозга.
2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только
кисти.
3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное –
обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

таблицы Шульте
Итак, основные правила работы с таблицами Шульте (или буквен-
ными таблицами):
– во всех таблицах находить цифры (буквы) необходимо беззвучным
счетом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать все таблицы можно в любом порядке. Найденные цифры указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания не дол- жно превышать 25 с, с постепенным сокращением этого времени путем наращивания скорости считывания;
– перед началом работы с таблицами взгляд фиксируется в их центре
и необходимо видеть всю таблицу целиком;
– при поиске следующих по порядку цифр разрешается фиксация


глаз только в центре таблицы, а горизонтальные движения глаз (точнее говоря, их сканирование) запрещены;
– при выработке приемов считывания таблиц можно проводить эти тре-
нировки без карандаша, используя только поисковые движения взглядом.
Развитое перифериче ское зрение у читающего – есть та достаточная
обратная связь
Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания
текста заст авляет читателя активно вторгаться в структуру и содер- жание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

И практически только 20–25 процентов объема текста несут основной смысл для конкретного чит ателя и данного вида чте- ния.

Дифференциальный алгоритм чтения
Третьим приемом, которым пользуются читатели для запоминания
текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Понять текст – значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Особенностью зрительной памяти является то, что стремясь вспом-
нить какую-либо мысль, формулу или цифру из прочитанного, предва- рительно представляют, в каком месте страницы книги и каким шриф- том эта формула напечатана.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, меха-
ническим и смысловым.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между
его элементами, например, путем многократных повторений («зубреж- ка»).
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количе ства
информации в результате ее фильтрации. Оно более экономично, емко,


Дифференциальный алгоритм чтения
Третьим приемом, которым пользуются читатели для запоминания
текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Понять текст – значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Особенностью зрительной памяти является то, что стремясь вспом-
нить какую-либо мысль, формулу или цифру из прочитанного, предва- рительно представляют, в каком месте страницы книги и каким шриф- том эта формула напечатана.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, меха-
ническим и смысловым.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между
его элементами, например, путем многократных повторений («зубреж- ка»).
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количе ства
информации в результате ее фильтрации. Оно более экономично, емко,

Семь золотых правил быстрого чтения
Итак, в заключение в порядке подведения итогов анализа и опис а-
ния основных методов и приемов быстрого чтения приведем семь золо- тых правил быстрого чтения [4].
Первое – читать без регрессии. Второе – читать без артикуляции.
Третье – расширять поле зрение и читать вертикальным движением
глаз.
Четвертое – читать по интегральному алгоритму чтения. Пятое – читать по дифференциальному алгоритму чтения, выделяя
доминанту и основное смысловое значение текста.
Шестое – постоянно развивать свою память и внимание. Седьмое – постоянно тренироваться, выполняя ежедневно обяза-
тельную норму: чит ать две газеты, один журнал (профессиональный) и 50–100 страниц книги, соблюдая при этом все указанные приемы.
При должной целеустремленности, желании, усердии и терпении
успех вам обеспечен
: скорость чтения может быть повышена в 3–5 (а иногда и
более) раз. Общая продолжительность обучения при ежеднев- ных занятиях в 1–1,5 часа зависит от индивидуальных особенностей обучающегося, но в среднем она составляет 3–6 месяцев. При этом весьма желательным является использование в каче стве дополнения рекомен- дованной литературы.

Учебник быстрого чтения

В сфере мышления первый шаг часто оказывается самым трудным. Последующие шаги все более легкие. Чем больше вы учитесь, тем легче вам учиться дальше.
Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой,
Для достижения наилучшего эффекта попросту размещайте указку под той строкой,
которую читаете, и плавно двигайте ее по мере чтения.

РЕЗЮМЕ
1. Естественный инстинкт ребенка использовать при чтении указку является правильным. 2. Наилучшими указками служат тонкие ручки или карандаши,
вязальные спицы или даже восточно-азиатские палочки для еды.
3. Указка должна плавно двигаться под строкой. 4. Нужно управлять глазами
помощью указки только при движении вниз по средней
части страницы.
5. Указка обеспечивает повышение скорости, улучшает концентрацию и понимание текста,
а также снижает утомляемость глаз .

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Используйте лучшую из имеющихся у вас на данный момент указок, продолжая в то же
время искать идеальную.
2. Прочтите данную главу повторно , пользуясь при этом указкой. 3. Используйте указку при чтении газет и жу рналов, которые обычно покупаете. 4. Время от времени "подгоняйте" себя с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам
удобно.

1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без
необходимости двигать глазами.
2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на
которое указываете пальцем .
3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой
страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.
4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице. 5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице. 6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц? 7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей
системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение

1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без
необходимости двигать глазами.
2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на
которое указываете пальцем .
3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой
страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.
4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице. 5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице. 6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц? 7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей
системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение

РЕЗЮМЕ
Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества
использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы:
• охват пары слов; • переменный охват; • обратное чтение — проход в обратном направлении; • "S"-образное движение; • зигзаг ; • петля; • вертикальная волна; • двойная указка; • ленивое"S".
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти
минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу.
2. Проделав это , выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее
используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации.
3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на
понимание, пользуясь самыми удоб
ными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом , чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит
"выпрыгнуть из собственных ботинок " по мере того , как глаза будут все больше привыкать к
высокому темпу .
4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие
люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным.

РЕЗЮМЕ 1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию. 2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление. 3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей. 4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению
продвинутых методов ме-тауказывания.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Попробуйте

отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и
любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение.
2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать.

1. Ваш мозг представляет собой релятивистский орган, и его можно приучить к повышенным и
ускоренным нормам.
2. Метод чтения и тренинга с метрономом позволяет поддерживать и наращивать скорость чтения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В последующих пунктах используйте любой метод метауказывания, который кажется вам
самым подходящим.


1. В течение пяти минут почитайте в нормальном темпе любую книгу, которой вы сможете
пользоваться и в дальнейшем. Зафиксируйте скорость чтения (число слов в минуту) в Графике и Таблице достижений, приведенных в конце книги.
2. Выберите для этого любу ю несложную книгу, причем желательно, чтобы она вас
заинтересовала.
Стремитесь достигнуть максимально высокого понимания, но помните, что данное упражнение
в первую очередь нацелено на скорость.
5. Упражняйте свои глаза, двигая их в горизонтальной и вертикальной плоскостях по диагонали
из левого верхнего в правое нижнее положение, а затем из правого верхнего в левое нижнее положение.

6. Попрактикуйтесь в перелистывании 100 страниц, отводя на каждую страницу примерно по 2
секунды и очень быстро перемещая глаза вниз по странице. (Проделывайте это в течение двух двухминутных сеансов).
7. а) В течение одной минуты читайте так быстро , как сумеете, не заботясь о понимании.
б) Читайте в течение одной минуты с целью понять текст. в) Подсчитайте свою скорость и впишите ее в График и Таблицу достижений.




"+":
купил корзину для офиса
рассортировал отчеты
подключил базу 1С из архива
прочел 2 книжки
начал быстро читать
начал рационально конспектировать

вывод:
важно начать... просто пробуйбыстро читать

Комментариев нет: