вторник, 11 марта 2008 г.

кратко: Сергей Михайлов - Скорочтение - шаманство над книгой

source
Описание:
Основные предпосылки быстрого чтения можно пе-
речислить в четырех пунктах.
1. Иметь широкое поля зрение (чем шире поле охва-
та, тем больше ключевых слов можно воспринять за один взгляд). Выделять в тексте только самое важное.
2. Подавлять проговаривание текста. 3. Иметь психологическую установку, направленную
на мгновенное схватывание смысла (бодрый мозг — быстрый мозг).
4. Читать с применением эффективных стратегий за
поминания полученной информации.

\


¦ рассеянность внимания (пропустил нужный факт —
пустил время на ветер);
¦ неспособность отличить нужную информацию от
ненужной (прочитал «не то» — значит, упустил то, что следовало бы прочитать);
¦ отсутствие ясной цели чтения («пошел туда, не знаю
куда, значит, и принес не знаю что»);
¦ медленные стратегии чтения , которые предполагают
чтение и восприятие слов , а не смысла (за словами- деревьями незаметен


Перед основной частью следует сделать вступление:
определить постановку задачи или основное противоречие, которое будет освещаться в речи.
Далее следует описать возможные варианты решения
проблемы.
После этого нужно сделать выводы и определить, как
лучше решить проблемы.
Из этого примера видно, что оратор обрамляет главную
мысль несколькими слоями упаковочной информации, что придает тексту информационную избыточность.


одной из книг о том, как делать деловые отчеты: ¦ титул; ¦ содержание; ¦ резюме; ¦ предложения по использованию; ¦ нумерация ; ¦ дополнительные пункты:
выражение признательности; заключение; словарь; библиография. Для разных читателей будут представлять интерес
Если человек по прочтении текста может выполнить
следующие действия: ¦ выделить факты из текста и запомнить их; ¦ объяснить, как прочитанный текст соответствует его
внутреннему представлению о затрагиваемом пред- мете;
¦ высказать критику по отношению к тексту; ¦ привести факты из собственного опыта, дополняющие
текст;
¦ перефразировать основную идею текста, то можно считать , что текст прочитан.


«Как показывает мой опыт, проговаривание можно уб- рать при соблюдении следующих условий.
1. Следует научиться некоторое вре -
мя не думать (методик много).
2. Следует выбивать такт всей рукой.
Должны участвовать как рука, так и предплечье .
3. Ни в коем случае нельзя напря-
гаться.
4. Следует осознать важность упраж-
нений.
Упражнение по использованию метронома
Елены Шугалей
Вам понадобится текст, который не жалко разрезать, но который жалко забыть. Если у вас есть метроном — отлично , если нет — возьмите по адресу: http://www.edisoft.ru/iq/metronom.htm.

Угол зрения и скорочтение
Человек имеет следую- щие характеристики зрения.
1. По области охвата.
Область наилучшего
видения — 1,5 градуса .
Зона ясного ви дения —
15 градусов.
Максимальная зона
видения — 35 градусов.
2. По виду движения глаз.
Дрейф — медленные движения. Быстрые скачки.
3. По характеру движения глаз.
При чтении 90 % времени взгляд
неподвижен. На протяжении 10 % времени глаз совершает
скачки.


Рассматривая
Текст для вхождения в состояние вдохновения
Я вхожу в состояние вдохновения и творчества .
Я и задача — одно целое. Я и проблема одно целое, как наезд- ник и лошадь. У меня не остается времени на что-либо другое, кро- ме моей задачи. Я улыбаюсь. Я вне критики. Я знаю, что все де- лаю верно. Вопросы о правильности поступков меня не волнуют, мой внутренний цензор молчит . Я оставляю мир беспокойства и рассеянности и вхожу в мир увлеченности и спокойствия . Сделаю я дело или не сделаю его, меня не волнует — моя жизнь продол- жится
я не хочу терять здоровье на пустяки . Работа мне просто нравится. Она мне приносит удовольствие. Я сжимаю все свое мужество в кулак . Я осознаю , что творчество и риск идут рядом. Я с радостью иду на риск. Я заставляю недовольную часть свое- го «Я» работать на «МЕНЯ». Мое сознание постоянно возвраща- ется к одной задаче . Я вхожу в ритм задачи. Этот ритм сделает меня гением. Я радуюсь возможности испытать дискомфорт и испытать новые ошибки. Хорошо , что ошибки выявляются сего- дня, а не завтра. Мои цели ярко и выпукло высвечиваются передо мной.



Постоянные упражнения выработают
у меня привычку делать дело с легкостью, они позволят с легкостью преодолеть преграды любой величины.
У меня есть все условия , необходимые для постоянного творче- ства. Я имею возможность завершить работу. Я сосредоточен на задаче. Меня не волнуют посторонние мысли . Я погружен в себя . Цели представляются ясными . Я ощущаю постоянную обратную связь смелом . Моя работа — это игра. Игра меня увлекает . Я имею ясные долгосрочные и краткосрочные цели. В первую очередь я выполняю приоритетные задачи.
Я имею достойного противника. Я его ясно представлю. Я принял его вызов. Я одержу победу над ним . Вижу цель, ломаю преграды.
¦ искоренение внутреннего проговаривания слов; ¦ расширение угла зрения; ¦ стремление увидеть всю страницу целиком; ¦ чтение по вертикали ; ¦ чтение как можно большего числа книг
составляющие.


1. Проговаривание сопровождается механическими дви -
жениями: шевеление губ, перемещение языка, напри мер, или, что еще хуже — аудиомеханическими эф- фектами — бубнение и т. д. Бороться с этим доволь- но просто — держать что-либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зу - бами) вы сможете контролировать весь процесс ис- коренения этого тормозящего фактора.
2. Проговаривание слов происходит в мозгу . Здесь ис-
ис-
пользуется метод «клин клином вышибают». Центр, контролирующий движение, находится где-то ря- дом с речевым, и можно попытаться подавить рече- вой центр двигательным.

занимался Лео -
нардо да Винчи. Он писал : «Я не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, использо- вание которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее, полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрыз- ганную краской стену... возможно, находите некоторое сходство с горными пейзажем, реками, утесами и де- ревьями... а взглянув снова, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры или странные лики, одеяния и еще разнообразие картин, которое можно ясно и подробно


Эйдетическая память
описать. На стене они представлены в беспорядке, по- хожем на нестройный колокольный перезвон, в кото - ром можно различить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообразить». Необычная игра настраивала ум великого ученого на творческий лад , отправляя его сознание в своеобразное странствие.
Тренинг «Запомни телефон»
Мысленно нарисуйте ломаную линию, образуемую пальцем , на- жимающим на клавиши на телефонном номеронабирателе.


«в парадоксе, абсурде, игре
воображения... К примеру, нужно запомнить слова ПАРКЕТ, ПИНГВИН, ТА- БЛЕТКА, РАЦИЯ. Вы сочиняете сюжет , в котором по - следовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим: "По паркету гуляет пингвин..." Не впечат- ляет. Обычно . А если так: "Паркет натерли пингвином, дали ему таблетку, посадили на рацию"»?
Мнемотехника — вспомогательное средство облег -
чения работы памяти. В
Секрет мнемотехнического. запоминания состоит в
том, что вы ставите в соответствие коду образ (визуаль- ный, звуковой, эмоциональный), который легко запом- нить. То есть заменяете труднозапоминаемую инфор- мацию легкозапоминаемой.
Например, код 21099113112 будет легче запомнить,
если вы разложите код на составляющие : «Жигули» мо- дель 2109 + телефон службы спасения 911+ дата 31/12


Мнемоническое запоминание числовой информации
(Новый год). Теперь составляем простой рассказ: «Жи- гули ВАЗ-2109», который принадлежит службе спасе- ния 911, везет Деда Мороза встречать Новый год 31 де- кабря.
Запоминание числовых кодов (артикулов, телефо-
нов, адресов) производится в виде мнемосхемы, то есть вы запоминаете информацию , которую связываете в рассказ. Хорошо, если вы сможете воспринимать каж- дый образ всем набором чувств (визуальным, тактиль- ным, звуковым, эмоциональным), хорошо, если образы будут анимированными. Можно запоминать и каждую цифру отдельно, тогда к каждой цифре нужно


Советы по запоминанию
1. Следует четко увидеть и представить образы, в ко-
торые переведена информация.
2. Следует брать первую попавшуюся ассоциацию . 3. Чем меньше общего с действительностью в искусст-
венно созданных ситуациях, тем лучше идет запоми- нание. Чем более причудливыми будут у вас ассоци- ации, тем легче развивается память. Попробуйте:
увеличить размеры образа; поменять количество предметов или поменять
предметы местами;
сделать ситуацию нелепой (кислый сахар).
4. Сделайте так, чтобы ассоциации
задевали вас лично
(создавали радость, боль, пачкали).
5. Образы должны двигаться, пахнуть, звучать. Ни в
коем случае они не должны быть статичными.
6. Образы должны производить совместное действие,
они должны взаимодействовать.
7. Когда картинка готова, нужно увидеть ее целиком.
Нужно сконцентрироваться на ней в течение не- скольких секунд .



Способы запоминания информации
Кодирование чисел по принципу
визуальной похожести
Каждой цифре от ноля до ста подбираются
0 — Л (ноЛь). 1 —
Н (одиН). 2 — В (дВа). Буква «д» используется для кодирова-
ния числа девять.
3 — Р (тРи). 4 — Ч (Четыре). 5 — П (Пять). 6 — Ш (Шесть). 7 — С (Семь). 8 — М (восеМь ). 9— Д (Девять).



Сон как средство улучшения памяти
Первейшее средство восстановления работоспособно- сти памяти — это здоровый, крепкий сон. Или отдых. Если вести речь о сне, то сон — не обязательно продол- жительный, многим людям достаточно 2-3 часов.
Второе средство — электросон. Специальная про -
цедура. Не все спят во время этой процедуры, но от- дыхают, видимо, все. Третье — гипнотический сон / транс. Помимо того, что человек отдыхает в состоя- нии транса, врач может производить какую-либо пси- хотерапевтическую

хотерапевтическую деятельность. Кстати, легко заме- тить, что все приведенные мной методы — неврологи- ческие.
Кроме того, существуют техники самогипноза, на-
пример техника Эриксоновского гипноза.

Растительные средства стимуляции
Растительные средства стимуляции
работы головного мозга
Известны следующие стимуляторы растительного про- исхождения.
Психостимуляторы:
Психостимуляторы: элеутерококк, женьшень , ли -
монник китайский, чай, аралия , заманиха , левзея саф- роловидная, родиола розовая, гинкго. Все они прибли- зительно одинаковой активности (за исключением женьшеня и гинкго — они сильнее), и обычно эффект наступает через 2-3-4 недели приема .
Для улучшения памяти:
¦ сырая тертая морковь с растительным маслом и ана-
насовый сок — 240 мл в день тем , кто держит много информации в голове в течение дня ;
¦ авокадо — источник энергии для


кратковременного
запоминания, полплода в день;
¦ креветки, 100 г в день, способствуют концентрации
внимания.
Для снятия мыслительного напряжения (психоло-
гической усталости): ¦ пол-луковицы утром натощак (для уничтожения за-паха
обдать кипятком).
Для укрепления нервной системы и стимуляции го-
ловного мозга: ¦ орехи, утром и вечером по 100 г.
Для
нейтрализации негативных эмоций, улучшения
нервно-психологического состояния:
¦ свежая клубника и земляника, 250 г в день; ¦ банан (подавляет негативные эмоции) — 1 шт. в день.


Медикаментозные способы улучшени я памяти
Для улучшения общего тонуса :
¦ паприка — красный перец, способствует выделе-
нию гормонов счастья — эндрофинов.

эндрофинов. Для улучшения креативных способностей:
¦ инжир .
Для увеличения творческой активности:
¦ чай из тмина: 2 чайные ложки дробленых семян за-
лить 250 г кипятка, процедить, пить дважды в день по стакану .
Некоторые рецепты (авокадо , ананасовый сок, кре-
ветки) не привлекают своей доступностью, но «мозго- вой бодрости» можно достичь и более доступными сред- ствами . По собственному опыту скажу, что немалую роль в этом играет правильное


нервная система, свои заболевания и даже свои отклонения здоровья — все эти особенности
Психостимуляторы
влияют на мозговую активность , поэтому каждому человеку нужно подбирать ха- рактерное ему сти- мулирующее веще- ство , но при соот- ветствующих на то показаниях и при контроле врача.
Самые известные стимуляторы — витамины.
Самые старые психостимуляторы — фенамин и сид-
нокарб, могут вызывать у порядка 10 % неадекватную реакцию — вместо бодрости и свежести могут вызвать сонливость


сонливость и упадок сил. Другие психостимуляторы этой группы:
¦ первая группа — арилэтиламины: фенилэтиламин
(1-фенил-2-аминоэтан); 2С-В (1-(4-бромо-2,5-диме- токсифенил)-2-аминоэтан);
¦ вторая группа — N-метиларилэтиламины : дофамин
(1-(3,4-дигидроксифенил )-N-метил-2-аминоэтан); адреналин (1 -(3,4-дигидроксифенил)-1 -гидрокси- N-метил -2-аминоэтан);
¦ третья группа — арилизопропиламины: фенамин
или амфетамин (1-фенил-2-аминопропан ); STP (1-(4-метил-2,5-диметоксифенил)-2-аминопропан);
¦ четвертая группа — N-метиларилизопропиламины:
эфедрин
эфедрин (1-фенил-1-гидрокси-N-метил-2-аминопро- пан); первитин (1-фенил-N-метил-2-аминопропан); MDMA или extasy (1-(3,4-метилендиоксифенил )- N-метил-2-аминопропан.
Аминокислотные стимуляторы — безвредны при пра-
вильных дозировках:
¦ L-фенилаланин — улучшает память, антидепрес-
сант, стимулирует либидо ;
Медикаментозные способы улучшения памяти
¦ D,L-фенилаланин (рацемат ) — то же , но более силь-
ная комбинация;
¦ L-глутамин — улучшает мозговую


активность, уси-
ливает контроль. Следует также упомянуть о веществах, участвующих
в передаче нервных импульсов: тирозин, триптофан, лизин, аргинин, орнитин, аспарагиновая кислота, цис- теин, метионин, глицин, таурин, глутатион, карнитин. Многие из них помогают справиться с депрессией , улуч- шают проводимость нервных импульсов, помогают бо- роться с разрушениями мозга.
Ноотропные средства
Термин «ноотропы» происходит от слов «ноос» — «ра- зум» и «тропос» — «питание». Ноотропные препараты оказывают специфическое активирующее влияние на интегративные функции мозга , то есть это средства , по- ложительно
Интернет-ресурсы
Сайты о скорочтении
www.citycat.ru/iq/ —
«Скорочтение, память, интел - лект» — сайт об интеллекту - альном развитии человека.
http://www.humans.ru/
humans/iq — сайт Елены Шу -
галей — «Интеллект, восприятие, память».
http://www.gi.ru — компьютерная программа разви-
тия навыков скорочтения.
http://studynlp.narod.ru/reading.html — сайт Ильи
Шальнова «Методика освоения быстрого чтения». Со временем планируются также материалы об изучении
английского . На страничке можно прочитать о про- грамме «Суперчиталка» и переписать ее на свой компь - ютер.
http://www.infonet.ee/klk/main-r.html — Школа бы -
строго чтения под руководством кандидата техниче- ских наук Олега Андреева.
http://www.flash.polarcom.ru/site/sh.html — таблица
Шульте на флеш-технологиях .
Сайты об интеллектуальном развитии
человека
http://1001.vdv.ru/books/speak — сайт школы «На-
учись говорить публично». Школа
построена на бесплат-
Интернет-ресурсы
ных уроках, таких, как «Выучи главу из "Евгения Оне - гина "», «Говори нараспев», «Попробуй убедить друго- го научиться говорить публично».
http://www.moroz.onego.ru — Школа Своего Дела.
Материалы на тему «Как стать предпринимателем».
http://www.triz-chance.spb.ru/ — ТРИЗ. — Приемы
журналистики.
http://paarschoolrus.narod.ru/pr/zt.html — заочные
тренинги

тренинги иностранных языков. Тренинги очень про - стые, не требующие никакой «силы воли » и «много сво- бодного времени». В зависимости от вашего исходного уровня тренер подбирает для вас индивидуальные уп- ражнения и подсказывает, как лучше лично вам их де- лать. Ежедневные консультации тренера по электрон- ной почте .
http://web.ic.tsu.ru/~zsv — сайт, посвященный раз-
витию памяти (развитие зрительных, вкусовых, тактиль- ных ощущений, обоняния, слуха, запоминание иност- ранных слов, текста, цифр , сброс внутреннего зажима). Методические рекомендации.

"+":

"-":

вывод:

Комментариев нет: